Духовенство Сухиничского района

Протоиерей Сергий Захаровский 1863 — 1911 г.

О. Сергий с семьей.

Место захоронения о. Сергия рядом со Смоленским собором.

Сергей Иванович Захаровский родился в селе Захаровском Медынского уезда в 1863 году. В 1884 году окончил Калужскую Духовную семинарию. 6 августа 1886 года был рукоположен в сан священника к храму Смоленской иконы Божией Матери и благочинным храмов г. Сухиничи, а в 1902 году – благочинным 2-го округа Козельского уезда. В 1907 году награжден крестом с украшениями. Протоиерей Сергий Захаровский состоял членом Калужского епархиального комитета православного миссионерского общества, действительным членом братства святителя Николая Чудотворца, председателем совета отделения Калужского церковного братства святого апостола Иоанна Богослова, а также наблюдателем церковно-приходских школ по Козельскому уезду г. Сухиничи, был помощником епархиального миссионера. Скончался протоиерей Сергий 17 апреля 1911 года и был похоронен около собора, с его правой стороны.

Некролог в журнале «Калужский церковно-общественный вестник» за 1911г. 

«17 апреля сего 1911 года в 10 часов пополуночи тихо в Бозе почил отец  Протоиерей Сухиничского собора Сергей Иванович Захаровский. Покойный был сыном священника села Агафьина, Медынского уезда. Образование получил  в  Калужской духовной семинарии, где и окончил полный курс в 1883 году, со званием студента. По окончании курса он состоял учителем истории и географии в Малоярославецком уездном училище, а с 15 марта 1884 года состоял надзирателем Калужского духовного училища. Сердечный и мягкий в обращении он, как надзиратель, оставил неизгладимую добрую память в своих воспитанниках. 6 июля 1886 года, согласно прошению, был определён к градо-Сухиническому собору  «во священника». Сухиничи издавна известны своею приверженностью к старой вере. Здесь издавна имеется значительное число старообрядцев, по преимуществу поповцев-окружников и неокружников; у тех и других есть свои молитвенные дома и священники. Молодой, полный сил и энергии, о. Захаровский, поступив на приход, сразу понял, насколько велико поле его деятельности и на что, прежде всего, направить своё внимание. Он, прежде всего, решил расширить свои и так довольно солидные познания по расколу. Он берётся за изучение старопечатных книг и святоотеческих творений и целые дни и ночи, свободные от приходских дел, проводит  за этим занятием и в совершенстве овладевает предметом. Запасшись этими знаниями, он смело вступает в публичные собеседования и неустанно ведёт их для укрепления православных в вере и для обращения уклонившихся от православной церкви. Своим мягким обращением со слушателями, глубоким знанием предмета, своею убедительною речью он производил глубокое впечатление на прихожан. Доброе семя, брошенное рукою умелого сеятеля, не могло не принести обильного плода. За короткое сравнительно время  службы о. Протоиерея им обращено из старообрядчества к церкви Христовой более ста человек.

Усиленные труды по миссии и проповедыванию слова Божия не препятствовали покойному занимать многие должности. Так он был законоучителем двух мужских училищ, не раз был избираем депутатом на общеепархиальный съезд духовенства, состоял членом-делопроизводителем благочиннического совета, наконец, занимал ответственную должность сначала участкового, а потом  уездного наблюдателя церковно-приходских школ. В 1896 году, за смертию Протоиерея Троицкого, место настоятеля Сухинического собора и благочинного осталось вакантно. Бывший в то время на Калужской кафедре преосвященный Макарий сразу решил, что кроме покойного нет кандидата, более достойного и подходящего для занятия сей важной и ответственной должности, и назначил его настоятелем собора с возведением в сан Протоиерея. Вместе с этим он был назначен благочинным градских Сухинических церквей и затем, через некоторое время – окружным благочинным. Ответственные обязанности настоятеля собора, наблюдателя и благочинного связывались с другими многочисленными поручениями, которые приходилось исполнять покойному о. Протоиерею. Он был членом училищного совета, гласным уездного земского собрания, одно время был депутатом Козельской городской думы, председателем приходского попечительства, членом совета и следователем в округе епархиального благочинного. Все эти обязанности и поручения он исполнял добросовестно, будучи отличаем епархиальным начальством. Он имел награды до Анны 3 степени включительно и не раз получал благословение и одобрение епархиального начальства.

Физически крепкий от природы, всегда воздержанный, с мягким благодушным характером, покойный отец Протоиерей пользовался завидным здоровьем, и ничто не предвещало скорого конца. Но видно усиленная и разнородная деятельность почившего не прошла даром и надломила его крепкие силы. Кроме того, трудовой путь отца протоиерея  не всегда был гладок. Среди общего уважения и любви к нему прихожан, а также и подчиненного ему духовенства отец протоиерей чувствовал, что не все относятся к нему так доверчиво и любовно, как он сам готов был всегда относиться к другим. В приходе его не раз происходили трения, которые тяжело отзывались на самочувствии покойного, а в последнее время эти трения усилились. Не такова была натура почившего, чтобы спокойно чувствовать себя в тяжёлой атмосфере вражды и несогласия. И вот ослабленный тяжёлым трудом, удручённый происходящим неустройством и трениями среди прихожан, крепкий организм покойного Протоиерея не выдержал приступа какой-то случайной и не понятной в начале болезни, и эта болезнь в несколько дней уложила его в могилу. За пять дней до смерти, на второй день Пасхи, покойный ещё ходил по приходу, возвещая радость Христова Воскресения, но в половине этого дня силы его ослабели, и он почувствовал себя плохо. Среди всерадостного празднования, среди всеобщего ликования, к неутешной скорби семьи догорала жизнь почтенного протоиерея. 17 апреля заунывный колокол возвестил горожанам о смерти их первостоятеля и молитвенника.

Как громом поразила всех печальная весть о неожиданной кончине любимого всеми и уважаемого отца Протоиерея и благочинного. Со всех сторон потянулись почитатели почившего, духовные его дети и бывшие подчинённые. Все спешили выразить соболезнование осиротевшей семье, разделить её неутешное горе и помолиться об упокоении души новопреставленного Протоиерея Сергия. Городское управление собралось на экстренное заседание и постановило в знак любви и уважения к почившему принять все расходы по похоронам на счёт города. Похороны были назначены на 21 апреля.

Вынос тела отца Протоиерея Сергия состоялся 20 апреля в 5 часов вечера. Не смотря на проливной дождь, собралась огромная толпа народу и до 15-и священников. Гроб подняли и всё время несли священники. Из многочисленной толпы непрерывно заказывали служить панихиды. Всенощную совершал Сухинический причт. К литургии на другой день собралось 20 священников, не считая трёх родных. Вместо причастного стиха сказано было слово сыном покойного – учеником семинарии. Перед погребением сказал слово священнослужитель Субботинок. Во время погребения говорили Сухинический священник отец Н.Чебышев, священник с. Хотени отец В.Тербеев и священник с.Радождева о. П. Троицкий. Перед прощанием говорил от имени родных свояк покойного студент 3 курса Московской Духовной Академии о. М. Ильинский. По окончании обряда отпевания к старейшему из священников отцу Чебышеву подошла депутация от города и просила пронести прах не только вокруг собора, но и вокруг Афанасьевской церкви, то есть по главной улице. Просьба была уважена и процессия в преднесении хоругвей и икон, при перезвоне колоколов на обеих церквах, в сопровождении тысячной толпы, пожарной дружины со знаменем,  тронулась по улицам города, причём лавки и магазины, даже раскольнические, были закрыты. Не смотря на моросивший дождь, толпа росла и росла. Панихиды от города, городских учреждений и частных лиц совершались непрерывно, и только лишь к двум часам процессия достигла могилы. Гроб был поставлен в приготовленный склеп. По опущении праха представители города пригласили духовенство и почётных лиц в особое помещение, где был от города приготовлен чай и поминальная трапеза на 180 человек. Трапеза кончилась в 5 часов.

Так проводили Сухинические граждане своего пастыря в место вечного упокоения. В то время, когда происходили эти похороны, ещё не померк отблеск великого праздника Воскресения Христова, ещё не умолкли торжественные воскресные песни, время от времени чередуемые с заунывными похоронными песнопениями. Это вселяло надежду на лучшую загробную жизнь почившего и давало утешение в великой незаменимой утрате. В грустно-торжественных проводах отца Сергия чувствовалось что-то в высшей степени трогательное и умиротворяющее.

Села Озерска священник  Иоанн Малиновский».

Надгробное слово, сказанное старшим сыном Сергея Ивановича воспитанником 5 класса Калужской Духовной семинарии Владимиром и также напечатанное в «Калужском церковно-общественном  вестнике».

«ХРИСТОС    ВОСКРЕСЕ!

«Зряще мя безгласна и бездыханна во гроб предлежаща».

Какие грустные и печальные думы возбуждает в нас сей гроб! Не более недели тому назад во гробе лежащий был жив, беседовал и вместе с нами возносил свои тёплые молитвы ко Господу об исцелении его недуга. Но вот уже четвёртый день, как закрылись глаза его, уста сомкнулись и безмолвствуют, язык прилип к гортани, а члены стали все недвижимы. Да, он на веки оставил мир сей и отошёл к  Тому, Который живыми и мёртвыми обладает, Который несть Бог мёртвых, но Бог живых. Тяжело вообще видеть этот гроб с останками почившего, но каково смотреть на него тем, кому по духу и телу был близок он?!

Да! Тяжело тебе, любящая жена и мать, тяжело переносить эту потерю; велика и невыразима рана твоего сердца! В течение 24 с лишним лет жила ты с ним, как бы одной душой, с ним ты привыкла делить и радость, и горе, от него ты встречала привет и ласку, он всегда оберегал и покоил тебя после трудов житейских и вот: ты лишилась этого верного и преданного друга и лишилась навсегда, он спит непробудным сном! Не разбудить тебе этого сна ни ласковым словом, ни плачем надгробным. Не видать тебе более этих ясных и любящих очей! Да! И мы, осиротевшие дети, на веки лишились своего любящего отца. Лишились мы своего хранителя, который оберегал нас на всех путях нашей жизни! Закатилось для нас красное солнышко и никогда, никогда оно не взойдёт для нас. Холодна и беспросветна жизнь без родного отца, особенно в таком возрасте, в каком находимся все мы, осиротевшие. Сколько ещё забот нужно для того, чтобы привести нас в меру возраста совершенного! Как не скорбеть и близким знакомым при виде плачущих и рыдающих при гробе сем сирот! Тяжела наша участь, но постарайтесь же вы, возлюбленные братие, разделить вместе с нами наше горе – этим вы облегчите положение плачущей жены и согреете любовию и участием сирот! Но как удержаться от слёз нежно любимому отцом сыну, или дочери при виде бездыханного и нежно любимого отца, без которого они не могли бы существовать, который всю свою жизнь положил на воспитание и благоустроение любимых детей? Как ни скорбеть, как ни печалиться ближним родным и знакомым при утрате дорогого и любимого человека? Но как ни велики эти слёзы, как ни силён этот плач вокруг гроба усопшего, но чистая, безсмертная душа его не слышит этих слёз. Почивший молчит. Если бы он мог сейчас встать, то, несомненно, сказал бы: не плачте обо мне, мои дорогие! Мне там,  в будущей загробной жизни лучше, мне там легче! Там для меня нет уже этих мирских суетных забот, там нет ни печали, ни воздыхания! Там ясно раскрыта таинственная книга смерти и загробной жизни, прочесть которую пытаются великие умы в здешней жизни. Все вопросы, смущающие здесь пытливые умы, там ясно разрешены. Там нет ни тревожного настоящего, ни печального прошедшего, ни  мрачного будущего. Но, скорбя о почившем, возлюбленные братие, не забудем воздать ему то, что для него теперь важнее всего, не забудем вознести о нём моление ко Господу, чтобы Он упокоил его там,  «идеже несть болезнь, ни печаль, но жизнь бесконечная». Не слёзы сокрушения нужны теперь почившему, а наша тёплая и усердная молитва о нём ко Господу. Как сильно жаждал он этих посмертных молитв, ещё во время своей жизни. Итак! Прости и прощай – прощай на веки, наш дорогой горячо любимый отец! Молись о нас пред престолом Всевышнего, да поможет он нам перенести столь дорогую утрату! Знай, что и мы не забудем тебя и будем молить Господа Бога нашего, да вчинит Он душу твою в месте злачном, в месте покойнем, идеже все праведнии пребывают. Аминь»

Протоиерей Василий Тарбеев  1866 — 1933 г.

Молодожены: о.Василий и Татьяна, после окончания семинарии.

Лето 1914 г. Сухиничи. Сидят: о. Василий и матушка Татьана Николаевна. Дочери: слева от о. Василия — Антонина, за ним — Мария, за матушкой — Анна, рядом с матушкой — Лидия, на коленях — Надежда.

Сухиничи, 1928 г. Слева сидит — дочь Надежда. За ней стоит родная сестра матушки Татьяны. Верхний ряд слева направо: дочь Анна, дочь Лидия, дочь Мария с мужем Михаилом. С книгой — дочь Антонина.

Архангельск, ноябрь 1932 г. В центре: о. Василий и матушка. Слева — дочь Надежда, в центре — Анна. справа — Антонина.

Ильинское кладбище. Стрелкой показана могила о. Василия.

Могилка о. Василия.

Родился Василий Павлович Тарбеев в 1866 году в селе Рождество Перемышльского района Калужской губернии, из рода священнослужителей. Его дед, Тимофей Тарбеев, 1812 г.р., был священником в с. Алферьевском Мосальского уезда. Отец Василия, Павел Тимофеевич Тарбеев, родился 8 января 1831 г., в 1852 г. окончил Калужскую Духовную семинарию, 17 октября 1860 г. был определён священником в церковь с. Рождество на Кирекрее Перемышльского уезда, в 1881 г. перемещен в с. Алферьевское, был законоучителем Алферьевского народного училища. За особые труды по народному образованию имел много наград, в том числе наперстный крест от Святейшего Синода (1889).

Протоиерей Василий Тарбеев в 1886 г. окончил Калужскую духовную семинарию. 24 ноября того же года рукоположен во диакона к Успенской церкви с. Кондрыкино Жиздринского уезда. С 1 января 1889 г. — законоучитель церковно-приходской школы в д. Черный Поток Жиздринского уезда. 10 августа 1889 г. рукоположен во священника к Петропавловской церкви с. Маслихово Мещовского уезда епископом Анастасием и назначен законоучителем в церковно-приходской школы с. Маслихово. С 1892 по 1895 гг. состоял членом ревизионного комитета по Мещовскому духовному училищу. С 15 декабря 1895 г. по 15 октября 1897 г. — законоучитель в народном училище с. Клетино. С 7 ноября 1892 г. по 10 марта 1899 г. — законоучитель в церковно-приходской школе в с. Чавли Мещовского уезда. С 1893 по 1896 гг. состоял депутатом благочиния на общеепархиальных и на Мещовском окружном съездах духовенства. С 10 января 1896 г. по 10 апреля 1899 г. состоял членом правления Мещовского духовного училища. С 18 сентября 1899 г. по 20 декабря 1902 г. — законоучитель в д. Жердево Мещовского уезда. 10 марта 1899 г. переведен на вакансию старшего священника к Введенской церкви с. Хотени Козельского уезда и назначен заведующим и законоучителем Морозовской церковно-приходской школы. С 15 сентября 1899 г. по 10 января 1901 г. — законоучитель в приходских мужском и женском училищах г. Сухиничи. С 20 июня 1902 г. по 9 ноября 1902 г. состоял благочинным 2-го округа Козельского уезда, освобожден по прошению за утверждением в должности уездного наблюдателя. С 27 октября 1902 г. по 14 октября 1911 г. состоял наблюдателем церковно-приходских школ Козельского уезда; с 15 марта 1903 г. по октябрь 1911 г. состоял членом Козельского уездного училищного совета. С 9 августа 1904 г. по январь 1911 г. состоял депутатом от духовенства в собраниях козельского земства. 17 мая 1911 г. перемещен на настоятельскую вакансию к Сухиничскому Смоленскому собору и назначен благочинным 2-го округа Козельского уезда. 22 мая того же года возведен в сан протоиерея.

У отца Василия  была большая семья: жена Татьяна и пять дочерей – Мария, Анна, Лидия, Антонина, Надежда.

26 июля 1930 года протоиерей Василий Тарбеев был арестован Сухиничским ОПП ОГПУ по Западной области по обвинению в том, что, являясь «руководителем контрреволюционной группы, систематически занимался антисоветской агитацией, направленной против проведения мероприятий Советской властью».

В предъявленном обвинении виновным себя не признал. По постановлению тройки при ПП ОГПУ по Западной области от 7 октября 1930 года, на основании ст. 58 п. 10 и п. 11 УК РСФСР был выслан в Северный край, в г. Архангельск сроком на 5 лет. Скончался 12 июля 1933 году в ссылке в г. Архангельске. Похоронен в Архангельске на Ильинском кладбище справа от Ильинского кафедрального собора.

28 апреля 1989 г. реабилитирован Прокуратурой Калужской области.

Из воспоминаний внучки о. Василия — Татьяны Константиновны Горбачевой, проживающей в Москве. Она рассказала о своём дедушке то, что слышала от своих тётушек, дочерей священника.

— Отца Василия часто люди жалели, говорили ему: «Ну, как же так, всё у тебя одни дочери и ни одного сына». А он улыбался и отвечал: «Мои дочери – это мои пять крыльев». И они действительно были «крыльями» отца Василия. Всю жизнь они находились рядом с ним, и когда его отправили в Архангельск в ссылку, то дочери Надежда, Анна и Антонина поехали вместе с отцом и матушкой Марией Николаевной. Всего в семье отца Василия родилось 15 детей, были и мальчики, но в живых осталось только 5 дочерей. Дочери отца Василия рассказывали, что вечером все собирались за ужином и о. Василий у всех спрашивал, как прошёл день. Находясь в ссылке, Василий Тарбеев всегда ездил на службу в Ильинский храм в Архангельске. Рядом с этим храмом его и похоронили. Он умер в больнице после операции – 12 июля 1933 года.

 

Расстрелянное духовенство Сухиничского района Калужской епархии.  1937 год.

 Память о подвиге.   

        2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В нем в частности говорится, что «…за прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог.

Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом.

В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории.

Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия».

В данном материале, основанным на архивных следственных делах, на контактах с органами ФСБ Калужской, Смоленской областей и республикой Коми, рассматривается целенаправленное уничтожение духовенства Сухиничского и Думиничского районов Калужской области в 1937 году. Осенью этого года в г. Сухиничи было открыто следственное дело № 6755 (в Калужском архиве оно под № 6019): «Дело контрреволюционной организации Сухиничского района Калужской области. 1937 г.». По этому делу было арестовано и находилось под следствием 17 человек – 15 священнослужителей Сухиничского и Думиничского районов и двое мирян. Было арестовано, а затем расстреляно практически все духовенство. И это не смотря на то, что 12 священников из этой группы до 1937 года уже были репрессированы и отбыли различные сроки в ИТЛ.

В данном материале при цитировании архивных документов сохранены орфография, пунктуация и выделения шрифта оригиналов.

В период с 1937 года по июль 1944 года нынешняя территория Калужской области входила в состав Тульской, Московской, Орловской и Смоленской областей. Калужская область образована только в 1944 году. Сухиничский район, входивший с 1929 года в Западную область, в 1937 году был передан в Смоленскую область. Поэтому в документах значится именно Западная или Смоленская, а не Калужская область.

Данный материал не имеет целью оценивать действия НКВД, поведение и показания подследственных священников. Цель – констатация факта гонений на Церковь в Сухиничском районе в 30-е годы, подробности которого не были известны до 2006 года, когда стал возможен доступ в архив ФСБ.

Статистика расстрелов по Западной области.

В Вестнике Катынского мемориала за 2014 год по материалам архивно — следственных дел УФСБ Смоленской области, были приведены данные о расстрелах в  Смоленской области за 1937 год. Эти репрессии касались не только Церкви. Массовые расстрелы по 58-й статье УК РСФСР в области начались в августе 1937 года, и всего до января 1938 года по решению Тройки УНКВД и решению Прокурора СССР и наркома НКВД к расстрелу было приговорено 5171 человек, расстреляно 5166 человек, 5 умерло в тюрьме.

Эти цифры приведены по современной Смоленской области, однако если рассматривать Западную область 1937 – 38 годов, то эти цифры значительно увеличиваются.

В декабре 1937 года расстрельный конвейер в Западной области заработал на полную мощность. В таблице 1 приведены данные по числу расстрелянных с августа 1937 по январь 1938 года.

 

Таблица 1. Количество расстрелянных в Западной области по городам и месяцам в 1937 году.

 

город месяц Смоленск Рославль Вязьма Велиж Сухиничи Брянск Клинцы Всего
август 25 34 10 5 5 27 10 116
сентябрь 248 56 119 44 47 60 103 677
октябрь 405 221 363 133 35 151 155 1463
ноябрь 847 67 221 97 79 13 16 1340
декабрь 942 136 92 145 254 1 0 1570
Всего 2467 514 805 424 420 252 284 5166

 

Отметим и такой характерный момент. В 1937 году в районных центрах: Вязьме, Рославле, Велиже, Сухиничах, Брянске и Клинцах неоднократно имели место расстрелы с большим количеством осужденных – от 70 до 100 человек. В 1938 году расстрелы в этих городах заканчиваются. Мы их видим  в первом квартале, и этот показатель за три месяца снижается: в январе 447 человек, в феврале – 61, в марте – 20, после чего расстрелы фактически прекратились. До конца 1938 года такие случаи зафиксированы только в Вязьме: 1 человек в июне и 20 человек за два дня в октябре. За исключением Смоленска и Сухиничей.

Таблица 2. Количество расстрелянных в Западной области с 17 августа 1937 по 28 ноября 1938 г.

 

город

год

Смоленск Рославль Вязьма Велиж Сухиничи Брянск Клинцы Всего
1937 2467 514 805 424 420 252 284 5166
1938 4569 166 112 104 167 0 0 5118
Всего 7036 680 917 528 587 252 284 10284

 

Предполагаемое место расстрелов в г. Сухиничи.

Расстрелы в г. Сухиничи производились на окраине города в районе деревни Бордуково в местечке, ныне именуемом Калинов Куст. Здесь же проходили и захоронения. Бывший заключенный Сухиничской тюрьмы житель с. Татаринцы, также пострадавший за веру, в 80-е годы рассказывал, как их группами возили за город копать рвы для могильников. Численность казненных здесь не установлена. Предположительно, что в годы Великой Отечественной войны здесь расстреливали и пленных немцев и советских солдат, бывших в плену у нацистов. Достоверно известны имена только 14 человек, расстрелянных 7 сентября 1937: 11 священников Русской Православной Церкви, 3 священников старообрядческой церкви и учителя д. Асаново.

В 70 – е годы предполагаемое место казни показал местный житель, бывший конвоир Сухиничской тюрьмы родственникам о. Александра Цветкова, который знал священника. В те же годы, дочь о. Александра установила здесь металлический памятный крест.

В 2008 здесь был установлен деревянный крест с надписью на табличке: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, за Тебя пострадавших, расстрелянных 07 сентября 1937 года: уб. протоиерея Алексия Лебедева, уб. протоиерея Алексия Зерцалова, уб. иерея Димитрия Анпилова, уб. иерея Василия Беляева, уб. иерея Василия Зерцалова, уб. иерея Павла Ильюшина, уб. иерея Михаила Никольского, уб. иерея Сергия Попова, уб. иерея Александра Смирнова, уб. иерея Александра Цветкова; уб. учителя Афанасия Сидорова. Погибших в Локчимлаге Республики Коми: иерея Иоанна Лебедева, иерея Сергия Люборосцева 10 июля 1938 г., иерея Павла Ржевского 14 декабря 1937 г., иерея Петра Цветкова 26 февраля 1940 г.; диакона Николая Легкова 23 февраля 1944 г.; церк. стар. Иоанна Титова 8 февраля 1938 г., Николая Новикова, погибшего в лагере г. Тавда Сверд. обл. 25 декабря 1944 г., и сотвори им вечную память: вечная память, вечная память, вечная память».

В 2011 году по инициативе дочери старообрядческого священника Григория Карпова был установлен третий памятный крест. В дальнейшем по инициативе родственников расстрелянных здесь были установлены еще два памятных креста: в сентябре 2016 года – крестьянину В.Ф. Тарутаеву и 18 мая 2017 года – старообрядцу И.Г. Усачеву.

Долгое время памятное место не имело официального статуса. Уход за крестами осуществляли родственники погибших и неравнодушные горожане. Служились панихиды. В 2016 году, после проведения государственной экспертизы, памятное место получило статус объекта культурного наследия местного значения и включено в единый государственный реестр памятников истории и культуры (приказ Минкультуры России от 14.03.2016). 8 июня 2016 состоялось освящение Сухиничского мемориала памяти жертв политических репрессий. На церемонии присутствовали представители районной администрации, духовенство г. Сухиничи, общественность, родственники расстрелянных священников. 17 сентября 2017 года Н.В.Голубятникова, много лет занимающаяся увековечением памяти казненных в годы Большого террора, установила здесь памятную доску всем расстрелянным.

Обвинительное заключение.

С обвинительным заключением от 19 августа 1937 года, составленным оперуполномоченным 6-го отдела УГБ УНКВД младшим лейтенантом госбезопасности Мороховым был согласен начальник Сухиничского РО УНКВД старший лейтенант госбезопасности Л. Аврушков, а утвердил его 21 августа 1937 г. начальник межрайонной опергруппы УГБ УНКВД старший лейтенант милиции М. Завьялов. В данном заключении 17 человек обвиняются в преступлении, предусмотренным ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР.

Морохов пишет: «В Сухиничское РО УНКВД в разное время стали поступать сведения о том, что в Сухиничском и Думиничском районах существует контрреволюционная фашистская повстанческая организация, возглавляемая священником Плющанской церкви – благочинным ЛЕБЕДЕВЫМ Алексеем Александровичем и священником Сухиничской церкви ЗЕРЦАЛОВЫМ Василием Васильевичем.

Контрреволюционная организация на протяжении ряда лет с 1933 года по день ареста проводила активную контрреволюционную деятельность заключающуюся в систематической контрреволюционной агитации с целью создания пораженческих настроений и недовольства среди населения политикой Советской Власти и ВКП(б). Деятельность контрреволюционной организации имела организационный характер и направлена была на подготовку восстания. Контрреволюционная организация так же занималась собиранием сведений экономического и политического характера для передачи за границу». Архив УФСБ по Калужской обл. Д.П-6019, л. 186.

Далее указывается, что о. Алексей Лебедев и о. Василий Зерцалов были завербованы в контрреволюционную фашистскую повстанческую организацию в марте 1935 г. Смоленским архиепископом Серафимом (Остороумовым).

Во вре­мя ра­бо­ты Свя­щен­но­го Со­бо­ра 1917-1918-го го­да вла­ды­ку Се­ра­фи­ма аре­сто­ва­ли и за­дер­жа­ли в Ор­ле. Ему за­пре­ти­ли пе­ре­пис­ку, епар­хи­аль­ное со­бра­ние бы­ло разо­гна­но че­ки­ста­ми, в ар­хи­ерей­ском до­ме про­из­ве­ден обыск.
В 1922 го­ду по ра­зо­рен­ной стране про­ка­ти­лась вол­на но­вых ре­прес­сий – огром­ное ко­ли­че­ство свя­щен­но­слу­жи­те­лей аре­сто­вы­ва­лось за со­про­тив­ле­ние изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей. Ор­лов­ско­го епи­ско­па так­же аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к 7 го­дам за­клю­че­ния в стро­гой изо­ля­ции. От­си­дев в тюрь­ме по­чти 2 го­да, вла­ды­ка был от­пу­щен. В это вре­мя бо­го­бор­че­ская власть го­то­ви­ла но­вую бе­ду для Церк­ви: об­нов­лен­че­ство. Свя­щен­но­слу­жи­те­лей не про­сто аре­сто­вы­ва­ли, а ста­ра­лись скло­нить к со­труд­ни­че­ству с но­вой вла­стью, обе­щая пре­кра­тить го­не­ния.
Осво­бо­див­шись из за­клю­че­ния, вла­ды­ка Се­ра­фим был на­граж­ден са­ном ар­хи­епи­ско­па. Он на­чал ак­тив­ную борь­бу про­тив об­нов­лен­цев и в 1926 го­ду вновь под­верг­ся аре­сту. Слу­жить в Ор­ле ему боль­ше не поз­во­ли­ли, и свя­ти­тель был пе­ре­ве­ден на Смо­лен­скую ка­фед­ру.
Го­не­ния на Цер­ковь шли в со­вет­ской стране по­сто­ян­но, но бы­ли и пе­ри­о­ды уси­лен­но­го пре­сле­до­ва­ния. Свя­щен­но­му­че­ни­ка Се­ра­фи­ма (Ост­ро­умо­ва) ни од­на вол­на го­не­ний не ми­но­ва­ла: он ис­по­вед­ни­че­ски по­стра­дал в свя­зи с со­про­тив­ле­ни­ем гра­бе­жу и осквер­не­нию хра­мов (так на­зы­ва­е­мым «изъ­я­ти­ем цер­ков­ных цен­но­стей»), за­тем в свя­зи с про­тив­ле­ни­ем об­нов­лен­че­ству, а в Смо­лен­ске он встре­тил но­вый пе­ри­од ре­прес­сий: 30-е го­ды, пе­ри­од «боль­шой чист­ки».
В 1936 го­ду ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим был аре­сто­ван по груп­по­во­му де­лу как «один из ру­ко­во­ди­те­лей контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков», его об­ви­ня­ли в том, что он «ис­поль­зо­вал ре­ли­ги­оз­ную три­бу­ну в церк­вах для про­из­но­ше­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ных про­по­ве­дей, в ко­то­рых рас­про­стра­нял кле­ве­ту и пред­ска­зы­вал ско­рую ги­бель со­ввла­сти». Так­же в об­ви­не­нии го­во­ри­лось о вла­ды­ке, что он «сре­ди на­се­ле­ния вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и да­вал по­пам ука­за­ния для ве­де­ния ра­бо­ты за необ­хо­ди­мость от­кры­тия церк­вей, за­кры­тых 5-6 лет то­му на­зад».
Смо­лен­ский ар­хи­епи­скоп был при­го­во­рен к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды и в мар­те 1937-го го­да от­прав­лен в Кар­лаг в го­ро­де Ка­ра­ган­де. В это вре­мя шли мас­со­вые рас­стре­лы за­клю­чен­ных – в ла­ге­рях осво­бож­да­лись ме­ста для но­вых жертв. Уже в но­яб­ре вла­ды­ка Се­ра­фим был аре­сто­ван в чис­ле груп­пы из 31-го че­ло­ве­ка. Ему бы­ло объ­яв­ле­но о «вновь вскрыв­ших­ся об­сто­я­тель­ствах» по его де­лу.
Из ла­ге­ря ар­хи­епи­ско­па от­пра­ви­ли эта­пом в по­след­нее ме­сто его слу­же­ния – Смо­ленск. Здесь мест­ные вла­сти (трой­ка при НКВД по Смо­лен­ской об­ла­сти) вы­нес­ли свя­ти­те­лю смерт­ный при­го­вор. Свя­щен­но­му­че­ник, Смо­лен­ский ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (Ост­ро­умов) был рас­стре­лян в ле­су под Смо­лен­ском 8 де­каб­ря 1937 го­да. www.grad-petrov.ru

В обвинении указано, что за данный период времени о. Алексей Лебедев завербовал 9 человек, а о. Василий Зерцалов — 6 человек. Таким образом, НКВД удалось внешне обоснованно объединить в одно следственное производство практически все оставшееся на свободе духовенство Сухиничского и Думиничского районов. О. Алексей и о. Василий обвинялись и в том, что они лично инструктировали остальных членов контр­ре­во­лю­ци­он­ной организации. Вызывали к себе на квартиру священников поодиночке и группами по 3 – 4 человека, где обсуждали вопросы проводимой контр­ре­во­лю­ци­он­ной деятельности.

«Контр­ре­во­лю­ци­он­ная организация прикрываясь религиозными убеждениями свою деятельность проводила следующим образом: члены организации систематически вели контр­ре­во­лю­ци­он­ную агитацию доказывая населению неизбежность войны, этим самым вызывали пораженческия настроения среди населения.

Распространяли контр­ре­во­лю­ци­он­ные клеветническия измышления на политику Соввласти и ВКП(б) вокруг Сталинской Конституции и других мероприятий проводимых Соввластью и Партией, вели контр­ре­во­лю­ци­он­ную троцкистскую агитация, вызывая недовольство среди населения с целью подготовки восстания на случай интервенции, агитировали за не подписку на Заем («укрепление Обороны СССР»).

В контр­ре­во­лю­ци­он­ных целях, вели работу за привлечение населения к церкви и распространении среди населения провокационные слухи о закрытии церквей и призывали население противодействовать мероприятиям Партии и Соввласти.

Контр­ре­во­лю­ци­он­ная организация обрабатывала население с тем, чтобы при выборах в Советы провести своих членов т.е. из враждебно настроенных элементов по отношению к Соввласти и Партии ВКП(б).

Члены К/Р организации занимались собиранием сведений экономического и политического характера. Означенные сведения возглавляющим К/Р организацию ЛЕБЕДЕВЫМ А. лично и письменно передавались Серафиму ОСТРОУМОВУ, а последний направлял таковыя митрополиту Антонию находившемуся в Германии». Архив УФСБ по Калужской обл. Д.П-6019, л. 189.

«Руководствуясь ст. 208 УПК

ПОЛАГАЛ БЫ:

Следственное дело № 6755 … передать для рассмотрения во внесудебном порядке на Тройку УНКВД  Зап. Области по I – категории». Архив УФСБ по Калужской обл. Д.П-6019, л. 198.

В конце обвинения дана справка о том, что все 17 человек содержатся в Сухиничской пересыльной тюрьме.

Репрессированное духовенство.

  Нижеизложенный материал – биографические сведения осужденных по групповому следственному делу № 6755: «Дело контрреволюционной организации Сухиничского района Калужской области. 1937 г.». Эти сведения собраны из анкет арестованных, протоколов допросов, обвинительных заключений, постановлений тройки НКВД, расстрельных актов, архивных данных ИТЛ республики Коми. К сожалению фотографий осужденных священников в архивном деле нет.

Лебедев Алексей Александрович, сын священника, родился 15 февраля 1869 года, уроженец хутора Ново-Александровский, Спас-Деменского района Западной области. Рукоположен в сан  священника 9 августа 1894 г. Служение проходил в с. Волково и в с. Плющаны. С 1932 по 1937 гг. был благочинным Сухиничского района. В 1931 г. был обвинен Сухиничским нарсудом за вырубку фруктовых деревьев в своем саду и использование наемного труда с выплатой штрафа в 10 рублей. Арестован 27 июля 1937 г. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 часа 50 минут. Отцу Алексею было 68 лет.

Зерцалов Василий Васильевич, сын священника, родился 24 апреля 1873 года, уроженец села Ново-Матренино, Медынского района Западной области. Рукоположен в сан священника 12 октября 1897 г. Вернулся из обновленчества 25.03.1935г. Указом Преосвященнейшего Серафима № 165 определен на служение в Афанасьевский храм г. Сухиничи. На момент ареста проживал в г. Сухиничи, ул. Козельская, 11. Арестован 2 августа 1937 года. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 часа ночи. Отцу Василию было 64 года.

Попов Сергей Иванович, родился 1 июля 1884 года,  уроженец г. Кирова, Западной области. Рукоположен в сан священника в 1921 г. В 1929 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на 3 года ссылки в Ухтпечлаг Архангельской области. В 1936 г. вернулся из обновленчества и назначен на служение в с. Маклаки Думиничского района. Арестован 8 июля 1937 г. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 2 часа ночи. Отцу Сергию было 53 года.

Беляев Василий Алексеевич, сын псаломщика, родился 5 марта 1880 года, уроженец с. Ильинское, Козельского района Западной области. Рукоположен в сан священника в 1905 году. Определен настоятелем храма в честь святителя Николая Чудотворца с. Уруга Сухиничского района. Был делегатом на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917 – 1918 гг. С 1915 г. по 1929 г. был благочинным Сухиничского р-на. В 1930 г. осужден по ст. 58-10,13 УК РСФСР на 3 года ссылки в Увселом Архангельской области. После освобождения вернулся в с. Уруга. Арестован 25 июля 1937 г. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 часа ночи. Отцу Василию было 57 лет.

Зерцалов Алексей Васильевич, сын священника, родился 30 января 1876 года, уроженец  с. Ново-Матренино Медынского района Западной области. Рукоположен в сан священника в 1903 году. До 1931 года служил в с. Вощино Мосальского района. В 1931 г. осужден по ст. 58 УК РСФСР выслан с женой на поселение в спецпоселок Щегровитый Чусовского района Уральской области. Повторно арестован в 1932 г. на спецпоселении и переведен в спецссылку в Яйвенский леспромхоз Уральской области. Досрочно освобожден в декабре 1934 г. по нетрудоспособности. После ссылки год служил в храме в честь великомученика Георгия Победоносца с. Меховое Сухиничского района, затем переведен в храм Преображения Господня с. Брынь Думиничского района. Арестован 27 июля 1937 года. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 3 часа ночи. Отцу Алексею был 61 год.

Лебедев Иван Николаевич, сын диакона, родился 17 марта 1889 года, уроженец с. Озерное Плохинского района Западной области. Рукоположен в 1910 году. Раскулачен в 1930 г. До 1931 года служил в с. Озерна. В 1931 г. осужден по ст. 58-8,10,13 УК РСФСР на 5 года ссылки в ИТЛ г. Котлас Северного края. После освобождения служил в храме Параскевы Пятницы с. Которь Думиничского района. Арестован 1 августа 1937 года. Приговорен по ст. 58 к 10 годам ИТЛ. Находился в Локчимлаге, а затем в Устьвымлаге Коми АО. В учетной карточке на И.Н. Лебедева в Информационном центре МВД указано о прибытии в Устьвымлаг 13.08.1941г., в графе «убытие» стоит штамп 1-4-42 «А». Был освобожден досрочно. Дальнейшая судьба неизвестна. Отцу Иоанну на момент ареста было 48 лет.

Смирнов Александр Иванович, сын священника, родился 23 августа 1878 года, уроженец с. Смахтино, Малоярославецкого района, Московской области. Рукоположен в 1899 году, до 1910 году служил в с. Озерна Козельского района. В 1930 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Находился в концлагерях в г. Хабаровске, Владивостоке и Томске. Освобожден досрочно 01.02.1934 года. После освобождения направлен на служение в храм Преображения Господня в с. Брынь Думиничского района. Арестован 27 июля 1937 года. Расстрелян 7 сентября 1937 года в 2 часа ночи. Отцу Александру было 59 лет.

Титов Иван Семенович, родился в 1880 году. Уроженец с. Брынь Думиничского района, Западной области. Являлся председателем церковно-приходского совета храма в честь Преображения Господня с. Брынь Думиничского района и работал пастухом в обществе «Скачок». В 1931 году арестовывался три раза, 4 месяца находился в тюрьме по обвинению в контрреволюционной деятельности. Освобожден до суда за недоказанностью обвинения. Арестован 31 июля 1937 года. Осужден по ст. 58-10,11 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Находился в Локчимлаге Коми АО. 8 февраля 1938 года умер в лазарете от упадка сердечной деятельности. Место захоронения неизвестно. Титову И.С. на момент смерти было 58 лет.

Люборосцев Сергей Николаевич, родился в 1894 году. Уроженец с. Новоселки, Мещовского района Западной области. Рукоположен в сан священника в 1926 году. С 1926 по 1929 год служил в с. Фроловское Сухиничского района. С 1929 по 1937 год служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в с. Брынь Сухиничского района. Арестован 31 июля 1937 года. Осужден по ст. 58-10,11 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Находился в Локчимлаге Коми АО. 10 июля 1938 года умер от туберкулеза в лазарете лагеря. Место захоронения неизвестно. На момент смерти отцу Сергию было 44 года.

Сидоров Афанасий Матвеевич, родился 1 декабря 1912 года. Уроженец д. Асаново, Сухиничского района Западной области. Работал в колхозе «Красный Октябрь» д. Асаново. С 1930 по 1931 год был учителем в школе с. Протасово. В 1931 году окончил 1 курс педагогического техникума в г. Козельске. В 1935 году был арестован за контрреволюционную деятельность, содержался под стражей 2 недели, был освобожден. Арестован 31 июля 1937 года. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 2 часа ночи. Сидорову А.М. было 25 лет.

Ильюшин Павел Яковлевич, родился 19 января 1865 года. Уроженец д. Малеево Мещовского района Западной области. Рукоположен в сан священника в 1922 году. С 1922 по 1937 год служил в храме в честь великомученика Георгия Победоносца в с. Соболевка Сухиничского района. Арестован 3 августа 1937 года. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 2 часа ночи. Отцу Павлу было 72 года.

Цветков Александр Константинович, сын священника, родился 1 ноября 1882 года, уроженец с. Борщово Перемышльского района, Московской области. Рукоположен в сан священника в 1921 году. С 1921 по 1930 год служил в храме Смоленской иконы Божией Матери г. Сухиничи. В 1930 году осужден по ст. 58-10,11 УК РСФСР к 3 годам ИТЛ. Находился в Белбалтлаге (Беломорканал). После освобождения в 1933 году и до 1937 года служил в храме в честь Преображения Господня с. Воронеты Сухиничского района. Арестован 24 июля 1937 года. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 2 часа ночи. Отцу Александру было 55 лет.

Никольский Михаил Михайлович, сын диакона, родился 15 декабря 1868. Уроженец с. Прыски Козельского района, Западной области. Рукоположен в сан священника в 1903 году. Определен на служение в храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Избавль Козельского района. Служил в храме Воскресения Христова в с. Клесово Сухиничского района. Арестован 8 августа 1937 года. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 2 часа ночи. Отцу Михаилу было 69 лет.

Анпилов Дмитрий Васильевич, родился в сентябре 1862 года. Уроженец д. Анпиловка, Старооскольского района, Курской области. Рукоположен в сан священника 20 апреля 1920 года. С 1920 по 1930 год служил в храме Владимирской иконы Божией Матери с. Серебрянка Курской области. В 1930 году осужден по ст. 61-2 УК РСФСР к 3 годам высылки в Северный край. После освобождения до 1934 года служил в храме в честь Рождества Христова с. Алнеры Сухиничского района. Арестован 2 июля 1937 года. Расстрелян 7 сентября 1937 г. в 2 часа ночи. Отцу Димитрию было 75 лет.

Легков Николай Федорович, родился 26 ноября 1891 года. Уроженец с. Волково, Сухиничского района, Западной области. В 1931 году осужден по ст. 61 УК РСФСР к 6 месяцам принудительных работ. Рукоположен в сан диакона в 1936 году, служил в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери с. Волково Сухиничского района. Арестован 31 июля 1937 года. Осужден по ст. 58-10,11 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Находился в Локчимлаге Коми АО. Умер 23 февраля 1944 года в стационаре лагпункта от пеллагры. Захоронен в Коми АО, Княжпогстский район, пос. Чернореченский, 11 лагпункт Устьвымлага, могила 4а. Отцу Николаю на момент ареста было 46 лет.

Цветков Петр Васильевич, родился 24 августа 1889 года. Уроженец с. Желны, Мосальского района, Западной области. Рукоположен в сан священника в 1922 году. Служил в храме в честь мучеников Флора и Лавра в с. Фролово-Горетово Сухиничского района. В 1933 году арестовывался по ст. 58 УК РСФСР, 2 месяца был под стражей. Освобожден без суда. Арестован 3 августа 1937г. Осужден по ст. 58-10,11 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Находился в Локчимлаге Коми АО. Умер в лазарете лагеря 26 февраля 1940 года от кровоизлияния в мозг. Отцу Петру на момент ареста было 48 лет.

Ржевский Павел Иванович, сын священника, родился 25 февраля 1888 года. Уроженец г. Мещовска, Западной области. Рукоположен в сан священника в 1929 году. В этом же году был арестован по обвинению в к/р деятельности, но неожиданно был оправдан. Служил до 1933 года в с. Пятницкое Бабынинского района. В 1935 — 36 годах служил в храме в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в г. Сухиничи. Арестован 1 августа 1937 года. Осужден по ст. 58-10,11 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Находился в Локчимлаге Коми АО. Умер от ослабления сердечной деятельности в лазарете лагеря 14 декабря 1937 г. Отцу Павлу было 49 лет.

Реабилитация.

15 ноября 1956 года следователь следственного Отдела УКГБ по Калужской области лейтенант Секселев, по указанию прокурора Калужской области Государственного Советника юстиции II класса И. Садовникова рассмотрел материалы архивно-следственного дела №385227 по которому проходило 17 человек. В результате проверки было вынесено заключение, в котором значится: «В июле – августе 1937 года Сухиничским РО УНКВД Смоленской области без санкции прокурора, арестованы и привлечены к уголовной ответственности по ст. 58-10-11 УК РСФСР служители религиозного культа, проживавшие в Сухиничском и Думиническом районах –

Лебедев Алексей Александрович, 1869 г.р.

Зерцалов Василий Васильевич, 1873 г.р.

Попов Сергей Иванович, 1884 г.р.

Беляев Василий Алексеевич, 1880 г.р.

Зерцалов Алексей Васильевич, 1876 г.р.

Лебедев Иван Николаевич, 1889 г.р.

Смирнов Александр Иванович, 1878 г.р.

Титов Иван Семенович, 1880 г.р.

Люборосцев Сергей Николаевич, 1894 г.р.

Сидоров Афанасий Матвеевич, 1912 г.р.

Ильюшин Павел Яковлевич, 1865 г.р.

Цветков Александр Константинович, 1882 г.р.

Никольский Михаил Михайлович, 1868 г.р.

Анпилов Дмитрий Васильевич, 1862 г.р.

Легков Николай Федорович, 1891 г.р.

Цветков Петр Васильевич, 1889 г.р.

Ржевский Павел Иванович, 1888 г.р.

Основанием для ареста ЗЕРЦАЛОВА В.В. послужили показания свидетелей ПОКРОВСКОГО И.Н., ГРИНБАУМ И.Н., МИШАКОВОЙ М.Д., СУХОТИНА П.Д., НИКОЛЬСКОГО М.М., ИЛЬИНСКОГО А.Н., которые сводились к тому, что якобы ЗЕРЦАЛОВ В.В. будучи священником допускает среди верующих антисоветские суждения. Однако показания этих свидетелей малоубедительны и не содержат признаков ст. 58-10 УК РСФСР. /л.д. 11-23 т.3/

Арестованный ЗЕРЦАЛОВ на предварительном следствии пред»явленное ему обвинение отрицал, заявив, что никакой антисоветской агитации он не проводил. /л.д. 7-10, 24-25 т.3/

Основанием для ареста ЛЕБЕДЕВА А.А., СИДОРОВА А.М. и других послужили показания свидетелей НИКИТИНА В.Д., НОВИКОВОЙ А.В., МАРКИАНОВА А.Г., МАРКИАНОВОЙ А.Ф., АДАРЧЕНКОВА Е.П., СКВОРЦОВА П.И., АМЕЛИНА И.Ф., ИЛЬИНСКОГО Н.К., СЫЧЕВА В.С., КОРОЛЕВА В.В., ЗЕМНОГО В.И., ЦВЕТКОВА А.М……….» ?????

Далее в предоставленном для ознакомления деле реабилитации сотрудниками архива без объяснений были закрыты выборочные абзацы текста.

Заявление прокурора по проведенному расследованию, также находящееся в деле и в полузакрытом виде выглядит так:

«Наличие контрреволюционной организации отвергается материалами следствия 1937 г. Проводившие следствие по делу КЛУГМАН и др. осуждены за фальсификацию дел.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 25 «Положение о Прокурорском надзоре в СССР» и ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года –

ПРОШУ:

Постановление Тройки УНКВД по Западной области от 28 августа 1937 года в отношении — ЛЕБЕДЕВА Алексея Александровича, ЗЕРЦАЛОВА Василия Васильевича, ПОПОВА Сергея Ивановича, БЕЛЯЕВА Василия Алексеевича, ЗЕРЦАЛОВА Алексея Васильевича, СМИРНОВА Александра Ивановича, СИДОРОВА Афанасия Матвеевича, ИЛЮШИНА Павла Яковлевича, ЦВЕТКОВА Александра Константиновича, НИКОЛЬСКОГО Михаила Михайловича, АНПИЛОВА Дмитрия Васильевича, ЛЕБЕДЕВА Ивана Николаевича, ТИТОВА Ивана Семеновича, ЛЮБОРОСЦЕВА Сергея Николаевича, ЦВЕТКОВА Петра Васильевича, ЛЕГКОВА Николая Федоровича, РЖЕВСКОГО Павла Ивановича – отменить и дело на них прекратить за недоказанностью состава преступления.

Прокурор Калужской области Государственный Советник юстиции II класса  /И. Садовников/»

На основании расследования дела и заявления прокурора 30 декабря 1956 года в г. Калуге состоялся президиум Калужского областного суда под председательством Е. Куц в  составе членов президиума Саяпина, Кобец, Иванова с участием и.о. прокурора Калужской области Стешенко при секретаре Луканичевой. Обозначенный в деле президиум рассмотрел протест прокурора И.Садовникова на постановление тройки УГБ УНКВД Западной области и

«УСТАНОВИЛ:

Постановлением тройки УГБ УНКВД Западной области от 3 августа 1937года осуждены к расстрелу:» Далее в деле перечисляются 17 расстрелянных осужденных… « По обвинительному заключению каждому было пред»явлено обвинение в том, что они, в большинстве своем священники, остальные верующие, в целях подрыва авторитета Советской власти и мероприятий, проводимых ком.партией, проводили среди верующих антисоветские высказывания.

Прокурором Калужской области принесен протест на отмену постановления с прекращением дела производством за недоказанностью обвинения.

Заслушав заключение прокурора, поддерживающего протест, президиум областного суда, проверив доводы протеста по материалам дела, находит протест прокурора, об отмене постановления и прекращении дела производством, подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в протесте:

Обвинение каждого обосновывались на показаниях свидетелей Покровского, Гринбаум и др. которыми не даны конкретные факты, в подтверждение антисоветской деятельности привлеченных.

Проверкой, проведенной по данному делу в 1956 году установлено, что расследование проводилось необ»ективно. Передопрошенные свидетели Федулов, Будов, Шпанов, Чурючков, Никитин, Моников отвергли показания, записанные от их имени в протоколах допроса в стадии предварительного следствия, утверждая, что они хорошо знали Лебедева, Никольского, как священников, но за ними никогда не замечали антисоветской агитации.

Вновь допрошенные Кузнецов М.Ф., Колочев Г.Д., Валуев С.Я. и ряд других отрицали факты антисоветской агитации среди колхозников, со стороны осужденных, что же касается Сидорова А.М., последний являлся в силу психического заболевания, неполноценным.

Работники следствия, за фальсификацию обвинительного материала, Клугман и другие осуждены.

Следовательно каждый, по данному делу, осужден при отсутствии доказательств пред»явленного обвинения.

На основании изложенного, руководствуясь Указами от 19 августа 1955 года и 14 августа 1954 года, президиум Калужского областного суда

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Постановление тройки УГБ УНКВД Западной области от 28 августа 1937 года в отношении:

ЛЕБЕДЕВА Алексея Александровича, ЗЕРЦАЛОВА Василия Васильевича, ПОПОВА Сергея Ивановича, БЕЛЯЕВА Василия Алексеевича, ЗЕРЦАЛОВА Алексея Васильевича, СМИРНОВА Александра Ивановича, СИДОРОВА Афанасия Матвеевича, ИЛЮШИНА Павла Яковлевича, ЦВЕТКОВА Александра Константиновича, НИКОЛЬСКОГО Михаила Михайловича, АНПИЛОВА Дмитрия Васильевича, ЛЕБЕДЕВА Ивана Николаевича, ТИТОВА Ивана Семеновича, ЛЮБОРОСЦЕВА Сергея Николаевича, ЦВЕТКОВА Петра Васильевича, ЛЕГКОВА Николая Федоровича, РЖЕВСКОГО Павла Ивановича – отменить и дело, за недоказанностью обвинения, производством прекратить, в отношении каждого.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ОБЛСУДА: /Е. КУЦ/»